Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Любите ли вы театр так, как я люблю его?..»

«Любите ли вы театр так, как я люблю его?..»

Эти слова вполне могла бы повторить вслед за критиком В. Белинским режиссёр Ухтинского народного театра, заслуженный работник культуры РК и РФ Вера Михайловна Гой.

                                                   

16 октября в большом зале Дворца культуры отметили 45-летие её творческой деятельности. А еще ряд мероприятий труппа посвящает 85-летию первого театра Ухты. Путь к признанию И ещё одно высказывание – французского философа-просветителя Д. Дидро – чрезвычайно близко Вере Гой: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». А как она сама попала в эту профессию? В маленьком городке Змиёве на Украине, где родилась и выросла Вера, театра не было. Но до Харькова – час езды на автобусе, а уж здесь змиёвские школьники могли лицезреть все премьеры драматического театра имени Шевченко.

                                                                                 

После десятилетки Вера поступила в Харьковский институт культуры. Здесь ей предложили всерьез заняться вокалом. Но она выбрала режиссёрский факультет. А петь продолжает до сих пор – для удовольствия. За годы учёбы Вере не раз доводилось выходить на сцену театра им. Шевченко: студенты участвовали в его постановках и сами ставили спектакли.

Для дипломной работы она выбрала пьесу А. Островского – своего любимого автора. – В институте я считалась одной из лучших, – вспоминает Вера Михайловна. – У меня было право выбора. Могла бы остаться в Харькове. Но я вышла замуж за своего однокашника, талантливого пианиста, а у него был брат, тоже музыкант, он работал в Ухте. Мы приехали к нему в 1974 году, да так и остались на Севере. Сквозь смех и слезы В начале 1970-х ухтинский драмтеатр переживал кризис. Бывший режиссёр Семен Димент, поставивший знаменитый спектакль «Эзоп», уехал в Израиль, и труппа переходила из рук в руки случайных людей. Однако директор ЦДК Михаил Пензяков не доверил выпускнице вуза руководить театром, а поручил работу в детском секторе. Но Вере Михайловне хотелось быть режиссёром.

                                                   

По своей инициативе она взяла в работу пьесу С. Михалкова «Смех и слезы». Репетиции пришлось проводить… в пошивочной мастерской ЦДК. Но премьера прошла с большим успехом. А уже в следующем году театру надо было подтвердить звание «народный», которое коллектив получил в 1961 году. Но показать жюри было нечего, кроме «Смеха и слез» Веры Гой. И неожиданно для всех режиссёрский дебют получил высокую оценку: театр подтвердил свое звание, а Вера Михайловна была назначена руководителем труппы.

Страницы истории: мрачные и прекрасные Нередко молодые люди, возглавив коллектив, начинают «вести отсчет» времени от себя, любимых. Вера Михайловна поступила иначе: она стала внимательно изучать историю театральной жизни Ухты. И выяснила немало интересного. Театр в поселке Чибью возник по воле начальника Ухтпечлага Якова Мороза (впоследствии расстрелянного). Открыть его решено было к пятилетию высадки Ухтинской экспедиции на берег реки Чибью 21 августа 1929 года.

В мае 1934 в поселке Чибью было выстроено здание клуба им. Косолапкина. На его сцене в том же году состоялись первые премьеры. В них были заняты заключенные – бывшие профессиональные актеры, солисты и музыканты. Они задали очень высокую планку в культурной жизни Ухты. Чтобы по крупицам восстановить биографию театра, Вера Гой много лет изучала архивные документы, газетные публикации, мемуары старожилов города. Она даже совершила путешествие в далекую Алма-Ату, чтобы встретиться с очевидцами театральных дебютов 30-40-х годов – архитектором «старого города», театральным художником Николаем Жижимонтовым и его супругой, актрисой театра Зоей Радеевой. И сегодня в её архиве хранятся уникальные документы, фотографии и видеокассеты с записями.

– Даже в мрачные годы репрессий руководство ГУЛАГа понимало, какое необыкновенное воспитательное воздействие оказывает на людей сценическое искусство, – рассказывает Вера Гой.

– Познакомившись с историей театра, я ощутила себя преемницей той плеяды театральных деятелей Ухты. И выяснила удивительные подробности. Оказывается, один из создателей театра Ухтпечлага Павел Губенко (знаменитый писатель Остап Вишня) и первый художественный руководитель труппы Иосиф Гирняк – мои земляки, харьковчане. Более того: Гирняк до ареста был ведущим актером Харьковского театра им. Шевченко. Представьте, мы с ним играли на одной сцене! «Крепостные» актёры звёздной труппы Об актёрах ГУЛАГовского театра Вера Михайловна может рассказывать бесконечно. В те годы здесь блистали настоящие звезды столичной сцены. Вот лишь некоторые имена политзаключённых, собранных в театр из лагерных пунктов: Екатерина Капустина – актриса Александринского театра, Анастасия Михельсон – солистка Мариинского театра оперы и балета, актёры МХАТа Михаил Названов и Вера Радунская, балерины Большого театра Варвара Немчинова-Шедель и Нора Радунская, руководитель оркестра Большого театра Владимир Каплун-Владимирский… И сотни других мастеров.

С таким составом труппе было под силу ставить любые спектакли. Вера Михайловна была тронута до слез, прочитав очерк Остапа Вишни «Город Чибью», написанный в довоенные годы. Есть там такие слова: «Пойдёмте, посидим в беседке парка культуры и отдыха, почитаем местную газету «Северный горняк» или «Вышку», а потом, если хотите, пойдем в театр. Идет «На дне» Максима Горького в постановке Шнеерсона, мейерхольдовца… Играют артисты московских и ленинградских театров».

Особенно близко к сердцу приняла Вера Гой судьбу актрисы Сусанны Геликонской – «первой русской Кармен». Эта необыкновенно красивая женщина отбывала срок в Ухтпечлаге, украшала своим талантом сцену ухтинского театра, пережила годы нищенского существования, болезни, предательство близких людей. Прах её покоится на Загородном кладбище, и бывая здесь, Вера Михайловна кладет цветы к скромному кресту на её могиле. В юбилейной программе – бенефис Устроить праздник в честь 45-летия творческой деятельности режиссёра предложили артисты театра и многочисленные друзья Веры Гой. Им не нужно напоминать о ее заслугах и оценивать вклад в культурное наследие города.

Более ста спектаклей поставила она в ухтинском театре. Труппа успешно гастролировала по республике и не раз участвовала во всероссийских фестивалях, неизменно получая дипломы лауреатов. Режиссёр провинциального театра сумела победить в международном конкурсе «Театр XXI-го века», и ей был предоставлен грант, который позволил театру приобрести «одежду сцены» – бархатные кулисы и другой необходимый реквизит.

Для бенефиса Вера Михайловна выбрала одну из своих любимых пьес – «Зойкина квартира» М. Булгакова. В репертуаре театра этот спектакль значится уже не одно десятилетие. Выходя на сцену вместе с актёрами, режиссёр каждый раз испытывает ни с чем не сравнимое счастье.

– Я считаю, что это гениальная пьеса, – убеждена Вера Михайловна.

– Мы её трактуем по-своему: говорим об интеллигенции послереволюционной эпохи, когда люди вынуждены были приспосабливаться к новому быту. И размышляем, как на сегодняшний день нашей интеллигенции жить, какие созданы условия для этого. Более актуальной пьесы на сегодняшний день нет, потому что речь в ней идет о культуре, а культура – это путь к свету, духовное воспитание людей. Без этого нет будущего.

«Забава» для детей и взрослых Одним из наиболее удачных считает Вера Михайловна свой проект театра для самых маленьких. Начало ему 20 лет назад положил фестиваль «Забава», в котором принимают участие воспитанники детских садов. За прошедшие годы он приобрёл популярность, и этой весной за три фестивальных дня на сцену вышло уже более 400 ребятишек, а в зале им аплодировали пять тысяч зрителей.

– Работать с малышами удивительно интересно, – считает режиссёр. – Каждый ребёнок талантлив, только ему нужно помочь раскрыть свои дарования. Я называю детский театр школой театрального искусства. Мы используем на занятиях игровой метод развития, когда дети – все, без исключения – поют, танцуют, читают стихи так, как умеют. А после занятия сами ставят себе оценки – только пятерки! По мнению Веры Михайловны, замечательно, когда малыш чувствует себя творцом. Его слышат, им восхищаются, он нужен – а это счастье, которое помогает преодолеть любые трудности. Их у маленького человека немало.

В первый раз выйти на сцену сложно. Дети разные: одним мешает робость, другим – дефекты речи и всем – боязнь, что не получится, и их будут ругать… Для режиссёра настоящее удовольствие наблюдать, как от занятия к занятию все эти комплексы уходят. – Срабатывают законы актерского мастерства, – объясняет Вера Михайловна.

– Когда на сцене ты – уже не ты, а твой герой – Волк, Заяц, Медвежонок… Это не ты, а он шепелявит, он ничего не боится, у него всё получается. Такой фокус. Потом родители говорят, что наши артисты по развитию превосходят сверстников. Они общительнее, увереннее в себе. И логопед им уже не нужен. Сегодня в репертуаре ухтинского театра больше 30 детских спектаклей. Некоторые из них – «Спящая красавица», «Федорино горе», «Снежная королева» – родились в стенах детских садов. В планах юных артистов – «Гадкий утенок» и другие сказочные истории. Самодеятельность как вид творчества Те же принципы свободного творчества Вера Михайловна считает базовыми и для взрослых актеров-любителей. – Не нужно дрессировать! – убеждена режиссёр.

– Люди должны выходить на сцену такими, какие они есть, и делать то, что они умеют. В наш театр мы приглашаем всех! Пусть весь город читает стихи, танцует, поёт. Это прекрасно! И всё-таки главная цель жизни Веры Гой остается недостигнутой. Самодеятельность, за развитие которой всей душой болеет режиссер, не может заменить в нашем городе профессиональное искусство.

                                                   

Ухте необходим хотя бы маленький театр юного зрителя – сказочный домик, в котором бы детей угощали не только мороженым и конфетами, но и предлагали пищу духовную.

Ко всему сказанному остается добавить, что труппа Веры Гой начала новый творческий сезон марафоном, посвящённым Году театра в России и памятным датам в истории города. На сцене ГДК уже прошли первые спектакли для детей и взрослых, а впереди зрителей ждут новые встречи с коллективом. В октябре вход на все представления бесплатный.

Нина Духовская 

Фото из сети Интернет


narodnyij.png

¦ЪTГ¦¬TМTВTГTА¦-_¦¬¦-¦¦¦-_TЖ¦-¦¦TВ_¦¬TА¦-¦-.png

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Решаем вместе

screenshot-xn-80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn-p1ai-2021.07.21-11_21_28.png