Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

В краеведческом музее состоялось открытие выставки Валерия Остроухова «Рождение скрипки»

13.09.2014

В краеведческом музее состоялось открытие выставки Валерия Остроухова «Рождение скрипки»

В краеведческом музее посетителям была представлена интересная возможность – познакомиться с экспонатами выставки Валерия Остроухова «Рождение скрипки» и соприкоснуться с таинством создания одного из самых сложных музыкальных инструментов.

Гостей музея ждали не только экспонаты, но и рассказ о мастере создания музыкального инструмента и его профессии. Татьяна Десяткова, заведующая отделом этнографии, поведала историю романа Валерия Остроухова и музыки.

Будучи школьником Валерий Остроухов без проблем поступил в музыкальную школу. Благодаря педагогу Марии Бродоцкой получил хорошее музыкальное образование, потом поступил в горьковское училище, после его окончания пять лет играл в симфонических оркестрах. Перебрался в Сыктывкар, отработал двадцать лет в училище искусств. Одновременно был и педагогом, и настройщиком инструментов. Занимаясь с юными музыкантами, Валерий Викторович по необходимости старался улучшить звучание исполняемых произведений. При этом он не только исправлял недостатки постановки «аппарата» своих подопечных и воспитывал их музыкальный слух. Педагог находил также и способы освобождать от дефектов «фабричные» скрипки учеников. Питомцы Остроухова поступали в консерватории и музыкальные ВУЗы, а преподавателя всё более увлекало желание сделать «свою» скрипку, своими руками: начать с подбора материалов и достичь первозданного звука! Так перед ним открывался путь Мастера.

Во времена СССР для подготовки таких специалистов существовали особые курсы. Валерий стал подмастерьем у известного скрипичного мастера международного класса, руководителя российского Союза мастеров-реставраторов Бориса Горшкова. Когда у ученика возникло желание самому создать скрипку, и он сделал это. На сегодняшний день Валерий Остроухов изготовил более 10 скрипок, которые звучат не только в России, но и за рубежом.

На счету мастера достаточно заслуг. Валерий Остроухов дважды показывал хорошие результаты на Всероссийском фестивале музыкальных инструментов имени выдающегося русского мастера 19 века Ивана Батова, а также имеет звание «Мастер 1999 года» по итогам Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства. Кроме того, с 1995 года Валерий Викторович является председателем Союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов Республики Коми.

Изготовление скрипки – трудоемкое и дорогостоящее удовольствие. Прежде всего – это ручная работа. Настоящая скрипка делается только из качественного дерева: ели, семнадцати видов клена, обязательно восьми-, десятилетней «выдержки». Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола. За материалом приходится ездить в Москву, куда его доставляют из-за рубежа. А вот наше дерево «четырех­струнная» не терпит. В Коми очень влажная почва и очень много смолы, а это приводит к гибели зву­ка. Об этих и многих других тонкостях процесса создания скрипки гостям рассказала Татьяна Десяткова.

После представления выставки, в которой к слову насчитывается более 70 экспонатов, с гостями пообщался и мастер. Как рассказал Валерий Викторович, творит он дома, прямо на кухонном столе. Для Валерия Викторовича скрипка – это как женщина, с которой он должен справиться. Шедевры готовятся, что называется, с нуля. Сделать так, чтобы «полено» зазвучало, очень непросто. На это может уйти год времени и огромное количество сил. В своей работе, сравнимой разве что с трудом часовщика, мастер использует миниатюрные рубанки, напильники, стамески. По его словам, половина успеха — это добротный инструмент для работы с деревом, специально для этих нужд заточенный. А в завершении открытия выставки Валерий Викторович исполнил несколько отрывков известных музыкальных композиций. 



Возврат к списку


narodnyij.png

¦ЪTГ¦¬TМTВTГTА¦-_¦¬¦-¦¦¦-_TЖ¦-¦¦TВ_¦¬TА¦-¦-.png

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Решаем вместе

screenshot-xn-80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn-p1ai-2021.07.21-11_21_28.png